Как известно, в 80-е годы и в начале 90-х годов прирост трудовых ресурсов снижается. В то же время, по демографическому прогнозу, существенно возрастает численность подрастающего поколения и пенсионеров. Это, естественно, требует соответствующих опережающих темпов прироста производительности труда по сравнению с заработной платой и для расширения выплат и льгот из общественных фондов потреблений, значительная часть которых направляется на содержание нетрудоспособных членов общества. Речь идет, в частности, о настоятельной необходимости проведения ряда крупных мер в пользу семей с детьми и пенсионеров, имеющих большое социальное значение. Они направлены на улучшение материального положения пенсионеров, но старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, на дальнейшее расширение различных видов помощи женщинам-матерям и детям и т. п.
Важную роль опережение темпов роста производительности труда по сравнению с оплатой играет и для развития жилищного и социально-культурного строительства. Необходимые средства для этих целей накапливаются и на основе соблюдения указанной народнохозяйственной пропорции. Несмотря на успехи в жилищном строительстве, жилищная проблема далеко не решена. Партия ставит задачу обеспечить распределение жилой площади по принципу: семье — отдельную квартиру. В перспективе предполагается решить и другую крупную социальную проблему — каждому взрослому члену семьи обеспечить отдельную комнату. Одновременно существенно повышается благоустройство жилья, улучшается его планировка с учетом все возрастающих требований населения.
В процессе разворота работы по перестройке и повышению эффективности экономики изыскиваются дополнительные ресурсы и возможности для расширения темпов жилищного строительства. Например, в двенадцатой пятилетке увеличиваются его объемы по сравнению с одиннадцатой пятилеткой на 78 млн. м2. Только в 1986 г. улучшили свои жилищные условия 10,5 млн. человек.
Таким образом, и с точки зрения решения экономических и социальных проблем важно постоянно обеспечивать опережающий темп роста производительности труда по сравнению с увеличением заработной платы. Если представить себе такое положение, когда и тот и другой показатель растут одинаковыми темпами или особенно когда прирост заработной платы опережает повышение производительности труда, в этом случае не создаются объективные предпосылки ни для дальнейшего расширения производства, ни для лучшего решения социальных задач, роста благосостояния. Следовательно, в конечном итоге в проигрыше оказываются сами трудящиеся.
Целесообразно отметить, что для обеспечения механизма взаимосвязи прироста производительности и оплаты труда устанавливаются нормативные соотношения между этими показателями. О том, какое значение придается указанным нормативам, свидетельствует тот факт, что при переходе на систему самофинансирования и в условиях резкого уменьшения числа планируемых показателей эти нормативы предусматривается применять и далее. Они определяют, насколько может увеличиться заработная плата в расчете на каждый процент прироста производительности труда. Естественно, для различных отраслей соотношения разные. Чем выше доля затрат труда в общей сумме затрат на производство, тем соответственно большие расходы средней заработной платы на процент прироста производительности труда, и наоборот.
В том случае, если предприятия превышают установленные нормативные соотношения, соответствующая часть фонда материального поощрения резервируется. При восстановлении установленных нормативных соотношений им предоставляется право расходовать резервированные средства по собственному усмотрению. В случае же, если до конца года нормативные соотношения не восстанавливаются, то зарезервированные суммы средств могут быть обращены на расширение жилищного строительства, развитие социальной инфраструктуры или же сохранены за предприятием в качестве резерва.
Таким образом, забота о правильных соотношениях между темпами прироста производительности и оплаты труда должна быть постоянно в центре внимания непосредственно самих трудовых коллективов.