Между тем объем продукции может полностью соответствовать плановому объему или даже превышать его, а потребители тем не менее не получают действительно нужную им продукцию. Предприятия, испытывая трудности в производстве отдельных видов изделий, компенсировали недостаток ее выпуска изготовлением других видов продукции, и, таким образом, плановые показатели по объему производства выполнялись, но не за счет той продукции, которая действительно нужна потребителю. В конечном итоге получилось явное несоответствие. Потребитель не получал то, что ему действительно нужно, и в то же время производители выполняли и перевыполняли планы, получая соответствующие поощрения. Так, по данным за 1986 г., в промышленности по номенклатуре договоров и нарядов было недопоставлено продукции на 9,4 млрд. руб.
В новых условиях хозяйствования исключительно большое внимание обращается на выполнение планов производства, плана поставок именно той продукции, которая нужна потребителю. Естественно, кто может лучше знать, какую продукцию, в каком ассортименте, с какими качественными характеристиками и в какие сроки необходимо получить, кроме самих предприятий и организаций, нуждающихся в ней, или торговых предприятий, которые ее реализуют населению? Надо учесть и то, что сегодняшние производители продукции завтра оказываются потребителями и наоборот.
В таком огромном и многосложном хозяйстве, какое представляет в настоящее время советская экономика, все предприятия и организации, отрасли и подотрасли теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Поэтому важнейшее значение имеет налаживание долгосрочных производственных связей между предприятиями и организациями с помощью соответствующей системы договоров. В производственных договорах заблаговременно определяется все необходимое, что характеризует поставку продукции, а именно: номенклатура и количество изделий, их качественные параметры и, наконец, сроки поставок. Усиливается и ответственность поставщика за своевременную, в полном объеме и качественную поставку продукции, а также потребителя — за своевременную и полную оплату получаемых изделий. При необходимости в договорах согласуются и цены на продукцию.
Для предприятий легкой промышленности планы формируются, прежде всего, на основе договоров с торговыми организациями, которые, в свою очередь, должны отвечать за соответствие своих заказов реальному спросу населения. Иначе говоря, главным становится не вал, а количество, ассортимент и качество товаров, то, что и нужно людям. Более того, размер фонда заработной платы соответствующих предприятий ставится в непосредственную связь с доходами от реализации их продукции.
В настоящее время как система образования средств, находящихся в распоряжении предприятий, так и поощрение работников, особенно руководящего инженерно-технического персонала, непосредственно зависят от выполнения и перевыполнения плана поставок продукции в соответствии с заключаемыми договорами.
Начиная с 1987 г. все без исключения предприятия и организации обязаны выполнять план поставок на 100%. Соответственно их руководящие работники и специалисты поощряются или не поощряются в строгом соответствии с обеспечением потребителей в установленные сроки качественной продукцией в предусмотренных договором номенклатуре и ассортименте.