В то же время при росте интереса молодежи к достижениям современной техники (электроники, радиотехники, информатики) снижается престиж многих важных рабочих профессий. По данным обследований, соотношение между потребностями в рабочих кадрах и числом выпускников школ, желающих выбрать соответствующие профессии, резко различается. Среди определенной части молодежи наблюдается повышенное стремление получить «выгодное место», обосноваться в различного рода учреждениях, не идти непосредственно на производство.
Учитывая это, важно обеспечить оптимальные пропорции подготовки работников, исходя из настоятельной потребности перехода на интенсивные методы развития на базе ускорения научно-технического прогресса. Чтобы добиться этого, надо не только всесторонне учитывать интересы и ценностные ориентации работников, но и, совершенствуя систему образования, повышать качество обучения и подготовки специалистов, обеспечивать идейно-политическое, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, его подготовку к общественно полезному труду.
В этих целях, прежде всего, необходимо каждому молодому человеку предоставить возможность получить объективную информацию о своих способностях, о возможностях овладеть той или иной профессией. Этому должна способствовать налаженная система профессиональной ориентации непосредственно в школе при активной помощи специализированных центров профориентации, которые созданы во многих городах и районах страны, и непосредственном участии предприятий и организаций, с учетом потребностей развития соответствующего региона.
Как показывают научные исследования в области подбора и расстановки кадров, у тех людей, психологические и физиологические качества которых соответствуют требованиям профессии, производительность труда выше на 10—20%, а иногда и больше, чем у работников, которые не обладают такими качествами.
Предусматриваемый реформой поворот школы к производству, несомненно, будет способствовать углублению профессиональной ориентации юношей и девушек в сторону наиболее важных для народного хозяйства профессий.
Вместе с тем в деле переустройства школы предстоит еще многое сделать. Принятые меры «еще не обеспечивают нужных темпов вывода школы на качественно новый уровень». В этом отношении надо решительно устранять из практики преподавания все еще бытующий формализм, некачественную подготовку учащихся, недооценку трудового воспитания, недостатки в деле укрепления здоровья школьников, процентоманию и другие негативные явления. Естественно, реализация этих задач требует существенной перестройки всей системы подготовки, включая укрепление кадров учителей, совершенствование учебников и методики преподавания, обеспечение более рационального и эффективного учебного процесса в сочетании с общественно полезным трудом школьников. Необходимо повысить роль и органов ученического самоуправления школ, особенно в части воспитания у учащихся сознательной дисциплины, творческого отношения к учебе и труду.
Крупное значение имеет улучшение работы базовых предприятий, закрепленных за соответствующими школами, по обеспечению школьников необходимыми рабочими местами, оснащенными современным оборудованием. Одновременно важно последовательно осуществить компьютеризацию обучения. Такая работа уже активно проводится во многих школах Москвы, Пензы, Новосибирска, других городов. В результате за относительно короткое время учащиеся осваивают профессии оператора и программиста ЭВМ, обучаются применению современной вычислительной техники в практической деятельности.
Большое народнохозяйственное значение имеет перестройка высшего и среднего специального образования. Подготовка специалистов должна быть обеспечена на самом современном уровне, исходя из наиболее перспективных и важных направлений развития науки и техники в народном хозяйстве. В этом отношении крупную роль играет укрепление связи высшей школы с производством и налаживание хозрасчетных отношений между ними как с точки зрения «заказа на специалиста», так и улучшения использования инженеров и техников. Необходимо шире распространять практику создания учебно-научно-производственных комплексов, что позволяет не только тесно связать теоретические знания с практической деятельностью, но и активно включить высшую школу в решение важных задач технического и организационного совершенствования производства. Немаловажно то, что таким образом высшие учебные заведения получают возможность самим зарабатывать средства, необходимые для совершенствования учебного процесса, оснащения лабораторий современными приборами, оборудованием и т. н.
В целях повышения уровня подготовки работников необходимо всемерно развивать и совершенствовать систему переподготовки рабочих и специалистов. Действительно, ускорение научно-технического прогресса требует постоянного обновления знаний и профессиональных навыков. По данным специалистов, в условиях ускорения научно-технического прогресса объем знаний удваивается каждые 7 — 10 лет, а по отдельным наиболее прогрессивным отраслям и через каждые 3 4 года. В этой связи в двенадцатой пятилетке предполагается заложить основу формирования системы непрерывного образования и переподготовки в течение всей трудовой жизни. Предусмотрено в этих целях более полно использовать высшие и средние специальные учебные заведения, шире привлекать к этой работе наиболее квалифицированных ученых и производственников.
Осуществление всех указанных мероприятий, перевод с испанского языка по повышению уровня общего и профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов позволит добиться не только роста производительности труда, его эффективности, но и сделать труд каждого более творческим, приносящим радость, превратить его в первую жизненную потребность.