Объем производства, исчисленный в стоимостных показателях — валовая, товарная, реализованная продукция,— во всех случаях имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что предприятия заинтересованы в увеличении использования прошлого, овеществленного труда. И наоборот, осуществление противозатратных мер по ресурсов и трудосбережению при таком подсчете приводит к ухудшению показателей производства. Получается явный парадокс. Объединения и предприятия экономят различного рода ресурсы, высвобождают часть работников, что, несомненно, приносит выгоду всему обществу, а коллектив нередко попадает в отстающие в связи с тем, что темпы по объемным показателям снижаются. Выход в том, чтобы оценка трудовой деятельности ориентировалась на конечные результаты, на производство с минимальными затратами продукции и работ, действительно нужных потребителям.
В промышленности в связи с этим самое серьезное внимание обращается на использование натуральных показателей, и, прежде всего по ведущим видам изготавливаемой продукции. Оценку деятельности и стимулирование в строительстве необходимо осуществлять исходя не из объема строительно-монтажных работ, а за готовую продукцию, т. е. ввод в действие объектов при высоком качестве строительных работ. На транспорте соответственно не за объем в тонно-километрах, а за своевременную доставку грузов по заявкам потребителей.
В условиях перехода на самофинансирование объединений и предприятий предпринимаются разносторонние меры, направленные на последовательное проведение линии на всемерную демократизацию планирования. Основой планирования и организации работы предприятий является пятилетний план экономического и социального развития с распределением по годам и уточнением соответствующих заданий в годовых планах. Разработка и утверждение планов осуществляются непосредственно самим предприятием. При формировании пятилетнего плана предприятия основываются на контрольных цифрах, государственных заказах, долговременных экономических нормативах и лимитах. Наряду с этим учитываются и прямые заказы потребителей на те или иные виды продукции, выпускаемой предприятием, или выполняемые им работы и услуги.
В контрольных цифрах отражаются общественные потребности в продукции и минимальный уровень эффективности производства. Наряду с этим в них указываются и наиболее важные показатели научно-технического прогресса и развития социальной сферы. Следует особо отметить, что применение контрольных цифр никак не сковывает инициативу трудовых коллективов. Напротив, им предоставляется широкая возможность выбора наиболее оптимальных решений для осуществления своей производственной деятельности и партнеров для успешного выполнения производственной программы, повышения эффективности работы.
Что касается государственных заказов, то они устанавливаются на выпуск важнейшей номенклатуры производимой продукции, на заготовку основных сельскохозяйственных продуктов и поставку их в общесоюзный фонд, на изготовление опытных образцов и первых промышленных серий по изделиям новой техники, а также по вводу в действие производственных мощностей и наряду с этим объектов социальной сферы, строительство которых осуществляется за счет централизованных государственных капиталовложений. Таким образом, обеспечиваются возможности развития всей экономики, сбалансирования основных пропорций, решения главных социальных проблем и укрепления обороноспособности страны.
Особо необходимо отметить, что государственные заказы являются обязательными для включения в план. Вместе с тем важной особенностью их установления является введение конкурсной основы. Это означает, что размещение заказов на изготовление той или иной важнейшей для общества продукции или на выполнение тех или иных видов работ, связанных с удовлетворением первоочередных общественных потребностей, осуществляется таким образом, чтобы всесторонне учесть предложения самих предприятий о качестве продукции, сроках ее изготовления, возможных ценах и тому подобных показателях работы. Необходимо, чтобы продукция или работы были выгодны как самому предприятию, так и государству. Следовательно, развивается социалистическая соревновательность между предприятиями. Ликвидируется монопольное положение отдельных изготовителей продукции.
Важнейшее изменение в системе планирования при внедрении новых условий хозяйствования заключается в широком распространении прогрессивных норм и нормативов. Смысл нормативного метода заключается в том, что вместо абсолютных показателей, устанавливаемых предприятию, как правило, от достигнутого уровня, определяется норматив, по которому исчисляется объем или прирост соответствующих средств, находящихся в их распоряжении, исходя из выполнения важнейших показателей производственной деятельности. Увеличивается объем производимой продукции, становятся лучше ее качество, выше показатели прироста производительности труда, больше прибыль и ниже себестоимость, тем больше средств остается у предприятия. Напротив, при ухудшении показателей работы предприятий объем соответствующих средств уменьшается.
Таким образом, применение долговременных экономических нормативов обеспечивает тесную увязку общегосударственных интересов с хозрасчетными интересами предприятий и вместе с тем усиливает заинтересованность работников в успешном выполнении производственных заданий при всемерной экономии всех видов ресурсов на эти цели.
Эффективность нормативного метода определяется тем, насколько обоснованно установлен сам норматив, а также неизменностью установленных заблаговременно на всю пятилетку, на каждый ее год их размеров. Что касается обоснованности определения нормативов, то в этих целях необходимо тщательно учесть особенности производства, трудоемкость выпускаемой продукции, качество нормирования труда и другие объективные факторы, от которых зависит объем соответствующих средств. Второе обязательное требование к нормативному методу — стабильность нормативов. Только таким образом предприятия и трудовые коллективы могут быть уверены в том, что лишь в зависимости от производственных показателей работы могут увеличиться или уменьшиться находящиеся в их распоряжении средства. Когда же норматив подгоняется, приспосабливается к фактически сложившемуся положению, смысл нормативного метода теряется. По нормативам соответственно определяются размеры изменения фондов, образуемых в зависимости от показателей работы предприятия в целом. При любых обстоятельствах нормативы должны оставаться неизменными.